00:56 

Правила вычитки. Часть первая

XSence
Бывает всякое. И что теперь, повеситься? Да я бы с радостью, но дел по горло в этом месяце (с)
Устраняем простейшие случаи повторов, вычеркиваем избыточные слова и словосочетания, попутно вылавливаем попадающиеся на глаза опечатки.

а) простой повтор слов в пределах одного-двух абзацев;

Возникает в черновиках сплошь и рядом. Ибо когда автор поспешно записывает мысли, рвущиеся из его головы на листок (экран), мозг машинально подкидывает ему недавно использованные слова.

В таком случае, требуется всего лишь, внимательно перечитывая текст, найти эти близко расположенные одинаковые слова и выражения и заменить их близкими по смыслу (синонимами). Когда сложно подобрать альтернативу отдельному слову, рекомендую не бояться переписывать заново целиком ту часть предложения, в которую оно входит.

Пример: «К тому же, там будет черным по белому прописано, что материалы будут использоваться только с твоего согласия».

Повторяющиеся слова - "будет"/"будут".

Исправление: «К тому же, я там черным по белому пропишу, что материалы будут использоваться только с твоего согласия».

б) однокоренные повторы;

"Свои требования истец обосновывает необоснованными основаниями, основанными только на предположениях".

Здесь просто повтор на повторе и повтором погоняет. Сей наводящий ужас на любую уважающую себя гамму пример взят из сборника упражнений по стилистике, Ирины Голуб.

А вообще, существует универсальное правило - в радиусе примерно пятидесяти слов (сами посчитайте, сколько строчек это занимает) не должно быть НИКАКИХ повторов, если они не обоснованы смысловой или стилистической необходимостью. Желательно даже среди ближайших восьмидесяти-ста.

ВНИМАНИЕ! Любой из видов лексических повторов (и упомянутых в данной главе, и тех, которые будут рассмотрены далее) может использоваться автором сознательно. С целью придать тексту определенную эмоциональную окраску, сымитировать живость и легкую неправильность устной речи в репликах и диалогах персонажей. А также - как сообщает нам все так же Ирина Голуб - повторы слов помогают автору логически подчеркнуть важное понятие, эмоционально усилить или слегка поэтизировать речь.

в) злоупотребление неопределенными местоимениями;

А именно: «какой-то», «какая-то», «некий», «некоторый» и прочие туманности перед прилагательными и причастиями, выполняющими в предложении роль определений.

ИСКЛЮЧЕНИЯ:
- когда надо обозначить факт того, что ГЕРОЙ не уверен, не знает, что за херня ему встретилась в вашем рассказе;
- когда слово «какой-то» сочетается с такими прилагательными, как «странный», «нелепый», «непонятный» и т.д.
- в речи героя (или его ПОВ), если данный персонаж страдает подобным словом-паразитом. Или неуверенной, размытой, уклончивой манерой изъясняться.

Все прочие случаи употребления подобных слов, особенно в авторской речи, в изложении от третьего лица - будут вызывать ощущения того, что автор сам не уверен/не знает о чем он пишет. Или того, что ему попросту лень выламывать мозг и подбирать точное подходящее слово.

г) частный случай речевой избыточности: ненужные притяжательные местоимения;

Ну, об этом вы, наверняка, уже давно знаете и без меня. Не нужно "лезть своей рукой в свой карман", "хвататься за свою голову" и прочее.

Просто напоминаю.

д) ну, и наконец - ваши личные слова-паразиты.

У каждого автора есть "любимые" словечки, которые он, сам того не замечая, вставляет в текст гораздо чаще всех прочих. Думаю, тут много объяснений не требуется - все знают, что такое паразит. Лично у меня такими словами являются "вообще" и "именно". Например, в черновике данной главы я их насчитала в сумме почти два десятка. Это лютый перебор.

А вообще, в роли паразитов чаще всего выступают именно вводные слова, вводные предложения и избыточные определения.

(с) Шеннон Макфарленд
Источник - ficbook.net/readfic/812904

@темы: "N признаков успешного романа"

URL
   

`За печатной машинкой

главная